Энергия Северо-Запада
ЧТО ПИШУТ
"Энергия Северо-Запада"   8 (99). Сентябрь 2012 г.
ЮНАЯ КРАСАВИЦА
«Крупнейшую победу одержали энергостроители Заполярья. В эксплуатацию пущена Нижне-Териберская ГЭС» – с такими заголовками вышли газеты 27 сентября 1987 года.
Свой первый ток 25 лет назад дала Нижне-Териберская ГЭС Каскада
Серебрянских ГЭС.
   Юная красавица, спрятанная в диких тундрах севера Кольского полуострова, не может похвастаться особой мощью или необычной архитектурой, однако ее роль в энергосистеме Заполярья от этого не становится меньше.
Нижне-Териберская и Верхне-Териберская ГЭС питаются водами реки Териберки, которая вытекает из озера Венчья-вер и впадает в Териберскую губу Баренцева моря.
   На своем пути в 127 км река проходит через 18 озер различного размера. Первое постоянное поселение появилось здесь в 1870 году и насчитывало несколько сотен человек. Поселение было базой прибрежного лова, и только в 1970-е годы здесь началось строительство мощного каскада ГЭС.
   О судьбе и особенностях Нижне-Териберской ГЭС беседуем с директором Каскада Серебрянских ГЭС Игорем Пацаном.
   – Игорь Леонидович, какая необходимость была в строительстве гидростанций в этом районе?
  
– По плану ГОЭЛРО на северо-востоке Кольского полуострова планировалась построить гораздо больше мощностей – в самых отдаленных уголках области могло появиться еще 7 гидростанций. Однако планам не суждено было сбыться. В 1970-е годы были построены Серебрянская ГЭС-1 и ГЭС-2, затем началось строительство группы Териберских ГЭС, которое было обусловлено, прежде всего, ростом промышленности и, как следствие, ростом потребления электрической энергии.
   – Какие технические особенности Нижне-Териберской ГЭС?
  
– В здании ГЭС установлен один гидроагрегат с поворотно-лопастной турбиной мощностью 26,5 МВт. В связи с тем, что станция эксплуатируется в агрессивной среде – сказывается наличие морской воды, при изготовлении рабочего колеса турбины была применена марка стали, обладающая высокой коррозионной стойкостью.
   Териберские ГЭС, Нижне-Териберская ГЭС в частности, являются пиковыми станциями Кольской энергосистемы. Как такового водохранилища Нижне-Териберская ГЭС не имеет и работает в режиме водотока совместно с Верхне-Териберской ГЭС. Наработка в год составляет не более 3000 часов.
   – Средний возраст гидростанций филиала «Кольский» уже довольно значительный. Легче ли работать на молодой ГЭС, нежели чем на более «возрастных»?
  
– Возраст гидростанции не главный определяющий фактор в нашей работе. Важно, какое оборудование установлено и каков срок его эксплуатации. Легче работать на тех станциях, где установлено новое и современное оборудование. По сути, то, как будет работать станция, определяется грамотным проектированием, качественным строительством и эксплуатацией. Не могу сказать, что на самой молодой станции Кольского полуострова работать принципиально легче, чем, скажем, на более солидных по возрасту станциях Каскада Пазских ГЭС, где я работал ранее.
   За период эксплуатации Нижне-Териберской ГЭС было проведено два капитальных ремонта в 1998 и 2006 годах. В этом году начат третий капитальный ремонт: проводим замену диска и сегментов подпятника. К юбилею станции агрегат будет отремонтирован и сдан в работу.
   – Как продвигается переход на вахтовый метод работы на Териберских ГЭС?
  
– Пока говорить о вахтовом методе работы рано. Полный переход на вахту планируется реализовать до конца 2015 года. По сути, это станет возможно после завершения автоматизации управления гидростанциями.
   Что касается самой автоматизации, то здесь мы находимся в начале большого пути. Основная концепция автоматизации – перевод основных технологических систем и механизмов управления в автоматический режим, то есть с минимальным участием персонала, с передачей управления на центральный пульт Серебрянской ГЭС-1. Так, на Териберских ГЭС произведены замена регуляторов скорости и перевод на тиристорную систему возбуждения, выполнена замена аккумуляторной батареи на Верхне-Териберской ГЭС. В этом году мы проведем замену аккумуляторной батареи Нижне-Териберской ГЭС. Так что, как видите, процесс автоматизации неуклонно движется вперед.
   – Существует мнение, что автоматизация имеет и один большой минус помимо положительного эффекта – люди, постоянно работающие на ГЭС, лучше знают оборудование и способны быстрее устранить какие-то неполадки. Согласны ли Вы с этим?
  
– Я не согласен с этим тезисом по нескольким причинам. Во-первых, автоматизация подразумевает замену устаревшего оборудования на современное, у которого количество отказов на порядок меньше. Во-вторых, ни для кого не секрет, что устранение неполадок на новом современном оборудовании гораздо менее затратно по времени, нежели на сегодняшнем действующем. Поэтому вопрос «про быстрее» остается открытым. Ну и, естественно, ввод нового оборудования мотивирует обслуживающий персонал к самообразованию, что неминуемо скажется на его квалификации.
   – Сталкиваетесь ли с трудностями привлечения персонала на работу на такие отдаленные ГЭС?
  
– На мой взгляд, решить проблему кадров на отдаленных каскадах может как раз только автоматизация. Ведь как я уже сказал, она позволяет внедрить вахтовый метод обслуживания ГЭС, а это на сегодня один из способов привлечь персонал. И его эффективность мы ощутили на собственном опыте.
   Может показаться странным, но потребности в персонале на сегодняшний день у Каскада Серебрянских ГЭС нет. Более того, спрос превышает предложение. И здесь ключевую роль сыграло именно введение вахтового режима работы, пускай и не в полном объеме, но эффект уже очевиден.
   – Как относятся люди к работе в суровых, почти диких районах Севера? Интересно ли молодежи работать в таких условиях?
  
– Отношение людей к работе здесь такое, какое должно быть, такое, как и во всей энергетике – профессиональное. Квалификация персонала нашего Каскада достаточно высока, чтобы решать поставленные задачи в непростых климатических и бытовых условиях. Но эти трудности как раз носят объединяющий характер. Каждый работник знает и понимает свою степень ответственности за результат. Это очень важно для коллектива.
   В последнее время на Каскад пришло много молодежи. Всего за последние два года было принято на работу около 30 человек. Это внушительная цифра для коллектива численностью 182 человека. В этой ситуации, на мой взгляд, самое важное – сохранить статус-кво между молодостью и опытом. Ведь молодежи необходимо у кого-то учиться. Это накладывает дополнительную ответственность на наших специалистов, проработавших на Каскаде не один десяток лет.
   – А есть у кого поучиться молодежи?
  
– Вообще хочется подчеркнуть, что персонал Нижне-Териберской ГЭС в основе своей состоит из работников, чей стаж на предприятии составляет 12 и более лет. Это достаточно крепкий и слаженный коллектив. Для многих из них ГЭС стала вторым домом. Есть здесь и энергетики, работающие на станции с первых дней ее ввода в эксплуатацию. Это Владимир Москалюк – слесарь ГТО 6 разряда, Сергей Кузнецов – электрослесарь по ремонту 4 разряда, Людмила Редькина – аккумуляторщик, регенераторщик 3 разряда. Мне хочется надеяться, что персонал, пришедший к нам в последнее время, не окажется временным, а будет трудиться на Каскад долгие годы.
   Хочу всех сотрудников и Нижне-Териберской ГЭС, и нашего Каскада поздравить с юбилеем станции и поблагодарить за профессиональную работу!

   Беседовала Анастасия ВЕЧИРКО
загрузка...
Яндекс.Метрика