Некогда в большом поселке Туманном бурлила жизнь. В годы стройки Серебрянских ГЭС здесь проживало до трех тысяч человек. Теперь жителей в разы меньше, а глазу предстают покинутые здания - из всего жилфонда заселено пять домов, - перерытые дороги, где коммунальные сети никто не спешит менять, и две детские площадки. Единственный дом, где заменены окна на современные пластиковые, - служебная гостиница Каскада Серебрянских ГЭС, средства в обустройство квартир жители также не торопятся вкладывать. Малокомфортные условия для проживания и суровый климат заставляют уезжать отсюда в большой город.
Кроме гидростанций недалеко от поселка находится военная часть, в Туманном есть школа, детский сад,
клуб, небольшая больница и администрация поселка. Детей в поселке мало - в первый класс пошел один
малыш, а проучиться в школе можно всего 9 классов.
Альтернативы вахте нет
Отсутствие кадрового потенциала в поселке и невозможность обеспечить детям должное образование стали основными причинами перехода на вахтовый метод работы энергетиков. Процесс начался в 2010 году. В августе этого года поселок покинули сотрудники управления Каскада, многие из которых - коренные жители Туманки, как с любовью к родным краям называют Туманный.
О переходе на вахтовый метод обслуживания гидростанций рассказал директор Каскада Серебрянских ГЭС Игорь Пацан.
- Игорь Леонидович, как идет процесс перехода на вахту?
- В августе мы перевезли управление Каскада - это 22 человека, вместе с семьями порядка 40. Разработали план переезда - трудились и в выходные. 2 сентября уже приступили к работе в новом офисе в городе Кола. Был критичен срок переезда - хотели успеть к началу учебного года. Изначально планировали, конечно, быть ближе к управлению филиала и разместиться в Мурмашах, но обстоятельства сложились так, что было выбрано другое помещение. Хотелось бы отдельно поблагодарить работников служб ЭТЛ и УСДТУ Каскада за их работу по обеспечению связью нового офиса. Все технические проблемы решали с сотрудниками филиала «Кольский» в установленные сроки.
В здании управления в Туманном планируем сделать гостиницу. Дело в том, что одновременно на вахту в Туманном заступает чуть больше 60 человек, а в существующем хозяйственно-бытовом корпусе только 40 мест. При этом расположение комнат не предполагает размещение семей в данном корпусе, а у нас их на вахте шесть пар. Пока часть персонала проживает в своем жилье в поселке, но, на мой взгляд, это вопрос времени - в отличие от обычных квартир, в нашем корпусе созданы комфортные условия для жизни. Мы сделали автономную бойлерную и электрическое отопление - горячая вода есть всегда.
Переезд управления готовился достаточно долго - в первую очередь перевели на автономное отопление и энергоснабжение гостиницу, склад,
разрабатываем проект автономного теплоснабжения гаража. Одним словом, делаем все, чтобы не зависеть от внешних факторов, а они, к сожалению, не очень благоприятные. Посещение станций сотрудникам управления, естественно, никто не отменял. Правда, ездить придется чуть подольше и подальше.
- Какие задачи остались не решенными?
- Не на вахте у нас остался один цех - это Териберские ГЭС. Пока там нет условий, но мы уже приступили к ремонту бытового корпуса. Он находится непосредственно на территории Верхне-Териберской ГЭС - это двухэтажное здание, в нем есть столовая и гараж. Как только закончим ремонт, переведем персонал на вахтовый метод работы.
Кроме Териберских ГЭС, не решен вопрос перевода на вахту начальников организационных единиц - это непростая задача, но мы ищем варианты.
- С какими сложностями приходится сталкиваться при работе вахтовым методом?
- Во-первых, нужно учитывать тот факт, что с переходом на вахту персонал разделился на две части, при этом штатная численность увеличилась несущественно. Этот фактор потребовал пересмотреть организацию работы в цехах, в том числе и планирование отпусков.
Во-вторых, свой вклад вносит погода. Зимой мороз до 40 градусов или сильные ветра могут помешать привозу вахтовой смены. На такие случаи у нас много тяжелой техники - шнеки, бульдозеры, снегоходы, техника на гусеничном ходу. Сами пробиваем дорогу, сопровождаем вахтовые автобусы. Бывало и такое, что вахтовый автобус не пробивался через снежные заносы. Но мы прорабатываем варианты на случай, если вахта не сможет вовремя приехать на работу.
Отмечу, альтернативного варианта обслуживания этих отдаленных станций не существует. Привезти сюда на постоянное место жительства работников уже невозможно. Поэтому ко всем сложностям мы готовимся заранее и будем их решать. С тех пор как мы начали переход на вахту, проблем с укомплектованием штата нет. Более того, спрос превышает предложение. Для мурманчан вахта очень удобна. Ремонтный персонал работает две недели через две, оперативный по неделям, 12-часовой рабочий день. Все условия мы создали - проживание, трехразовое питание, доставка. Поэтому люди стремятся сюда, и в тоже время проблема зависимости от инфраструктуры самих поселков также решается.
Туманное будущее
Несмотря на отъезд жителей из Туманного, поселок остается привлекательным туристическим местом. Дикая природа и ее богатства манят сюда рыбаков и охотников: весной в поселке негде припарковаться - машины приезжают со всей европейской части страны, летом и осенью тундра полна собирателей грибов и ягод. И если ветер - помеха для автомобилистов, то зимой он открывает невероятные возможности для сноукайтинга - спортсмены-экстремалы из столицы разбивают здесь лагерь с января по март. Пожалуй, именно развитие туризма могло бы вдохнуть новую жизнь в поселок.
Многие
из тех, кто жил и живет здесь, с тоской вспоминают время расцвета поселка и, возможно, не уехали бы, если бы к суровости природы не добавлялась суровость инфраструктуры. Да и сами энергетики еще не теряют надежду, что хотя бы дорога в Туманный когда-нибудь будет приведена в порядок.
Анастасия Вечирко