Плавает он не хуже лося, и на пути своих сезонных миграций дикие олени одолевают даже широкие сибирские реки. Диких оленей, переплывающих озера шириной до полутора километров, видели неоднократно.
Когда стадо движется, его всегда возглавляет важенка, за ней гуськом тянутся другие со своими телятами, дальше олени образуют несколько рядов, а в конце стада они идут толпой. Если стадо пасется или отдыхает и к нему кто-то подкрадывается, сигнал тревоги подает олень, первым заметивший опасность - он вскакивает, фыркает, поднимает хвост и голову, бежит и своим поведением возбуждает всех остальных. Зимой самцы и самки диких оленей нередко образуют отдельные стада. Стадный образ жизни имеет то преимущество, что к массе оленей практически невозможно незаметно подкрасться, а если хищнику и удастся схватить одного оленя - остальные останутся целы. Таким образом, стадная жизнь уменьшает потери оленей от хищников. Только волки, действуя стаей, могут зарезать десятки оленей в одном месте. При нападении росомахи олени отбегают недалеко и останавливаются, не спуская с нее глаз.
Чувства оленя хорошо развиты, особенно обоняние. По ветру он чует человека за 1-2 километра, поэтому при подходе к стаду обязательно надо учитывать направление ветра. В поисках корма олень чует ягель сквозь снег. Видит он на таком же расстоянии, как и человек, но замечает только движущийся объект, а неподвижная фигура для него будто не существует - потому-то олень иногда набегает на человека в упор. Зрение и слух не дают оленю полного представления об объекте, он может спокойно смотреть на человека, обращаясь в бегство только тогда, когда зайдет под ветер и почует его запах.
Северный олень активнее и подвижнее других оленей, в связи, с чем сердце у него большое - около 0,9 процента живого веса зверя. В отличие от других зверей в перегородке сердца оленя есть небольшая неправильной формы косточка.
Перед началом гона рога у оленей окостеневают, и самцы готовят свое оружие к бою, сдирая покрывающую их мягкую шкурку - «бархат». Взрослые ирвасы чистят рога с последней декады августа до середины сентября, важенки примерно на месяц позднее. В сентябре формируются «рёхкальные» стада. Обычно они состоят из 2-3 ирвасов, 8-13 важенок, 5-7 телят и 1-3 молодых оленей по второму году. Всего в стаде 18-24 головы. В стаде устанавливаются иерархические отношения. Главного ирваса саамы называют «рёут», а подчиненных, которые держатся по периферии стада, - «чор-котьт» - сторонний олень. Во время гона реут не знает покоя, отгоняет соперников, гоняется за важенками, не позволяя им расходиться, выбивает копытами такие же ямки в земле, как и лось, рёхкает. В эту пору он почти не ест и теряет значительную часть своего жирового запаса. Самцы приобретают специфический, слышный издалека запах, напоминающий запах бобровой струи: по этой причине мясо ирваса, убитого
во время гона, почти несъедобно.
Сходясь для боя, ирвас старается ударить соперника «боевыми пургами», а корона рогов играет роль щита, ею он отклоняет удары противника. Бой напоминает рыцарский турнир. В ясное тихое утро, когда трава покрыта инеем, далеко разносится стук рогов, пар вырывается из ноздрей бойцов, но, как истые рыцари, олени бьются не на смерть и даже не проливают крови, роковой исход поединка - редкость. Осенью 1971 года на берегу реки Нявки два ирваса при ударе так сцепились рогами, что уже не смогли их освободить, и оба погибли. Позднее медведь нашел и съел их трупы, а оба черепа со сплетенными рогами остались, лежать на берегу. Впоследствии их там нашли и перенесли в музей Лапландского заповедника.
Ирвасы помоложе, оставшись «не у дел», во время гона бродят по лесам и тундрам, рёхкают и разыскивают важенок, иногда» они забредают в стадо домашних оленей. Таких ирвасов-одиночек саамы называют «нюдьй» - беглец.
По саамским приметам, олени начинают рёхкать в праздник, воздвиженья - 27 сентября и кончают в покров - 14 октября.
Телятся важенки в дни интенсивного таяния и исчезновения снежного покрова. К тому времени из всех оленей сохраняют рога только стельные важенки. По словам саамов, они роняют их: на протяжении первых пяти дней после отела. Роды происходят на сухих проталинах, как в лесном поясе, так и на горных тундрах. Температура воздуха в ту пору около 6 градусов, но по ночам нередки заморозки, возможны и возвраты холодов со снегопадами и метелью, и тогда много пыжика гибнет. Важенка приносит только одного теленка, но, по сравнению с лосенком, он крупнее и самостоятельнее. Едва обсохнув, он уже встает на ноги и сосет матку, а на второй день бежит за ней, не отставая, даже по снегу - и тогда по следам видно, что шаг теленка вдвое короче шага матки. Нормально пыжик бежит рядом с задней ногой важенки, но иногда она пускает его вперед, подталкивая, когда надо, мордой. Оленьи телята растут очень быстро. В двухнедельном возрасте они уже едят зеленый корм и лишайники.
Олень линяет всю весну и лето. Уже в апреле и мае на оленьих лежках попадаются выпавшие волосы, а в первой половине июня у оленей появляются темные «очки» вокруг глаз и темнеет конец морды. В июле белесая зимняя шерсть вылезает клочьями, обнажая короткий темный летних мех, отчего самцы уже в начале месяца выглядят пегими. У самок линька немного запаздывает. Красивый коричневый мех пыжиков примерно через 2-3 недели линяет, сменяясь таким же беловатым, как у важенок. В начале .августа мех оленей очень темный, коричнево-серый, вскоре на спине и боках пробивается светлая зимняя ость, и к концу сентября олень является во всей красе своего зимнего наряда. К концу зимы он заметно светлеет, так как мех выцветает на апрельском солнце.
Ирвасы-производители теряют рога вскоре после окончания гона - в ноябре или декабре, а молодые ирвасы, холостые самки и телята
- позднее, в разное время, вплоть до апреля; стельные важенки - только после отела. Основание отпавшего рога вскоре покрывается кожей. В апреле рост рогов у ирвасов заметен уже издали, а в мае они становятся длиннее ушей. В июне рога растут особенно быстро, прибавляя по 1-2 сантиметра в сутки, в августе рост прекращается, и рога окостеневают.
Дикие олени редко умирают своею смертью, большинство их гибнет от хищников, в первую очередь от волка, отчасти от медведя, росомахи и одичавших собак.
Падежа диких оленей от инфекционных болезней мы ни разу не наблюдали. В Мурманской области сибирская язва и бруцеллез не встречались. Телята домашних оленей иногда гибнут зимой от паралича задних конечностей, вызванного паразитом головного мозга - элафостронгилусом. Хотя оленя с парализованными задними ногами легко заметить издали, «дикарей» с этим характерным симптомом никогда не встречали. Олени, хромые от травмы или некробациллеза - копытки, попадаются нередко и они-то в первую очередь и становятся жертвой росомахи.
Летом олени, как домашние, так и дикие, страдают от оводов и кровососущих насекомых - комаров, мошек и слепней. Массовый лет комаров продолжается у нас около 50 дней, в среднем с 21 июня по 11 августа. Проведенное в Нарьян-Маре исследование показало, что от комаров олень теряет за сезон около двух килограммов крови.
На северном олене паразитируют два вида оводов – кожный и носовой. В мае или июне личинка выходит наружу через отверстие в коже, падает на землю и окукливается, а в июле оводы уже летают и откладывают яички на шерсть оленей. Носоглоточный овод не откладывает яиц, а впрыскивает живых личинок в ноздри оленя, зависая в воздухе перед ним. Личинки его всю зиму живут в носовых раковинах и гортани, вызывая кашель. Животное, сильно зараженное личинками носоглоточного овода, иногда погибает.