Природа Мурманской области
Волк в Мурманской области
   Волк - крупный хищник. Внешне несколько напоминает восточноевропейскую овчарку, но более поджарый. У волка крупная, лобастая голова, сильно развитая грудная клетка и высокий рост в холке, свисающий поленом прямой хвост. Окраска густого и длинного меха однородная, «волчья», охристо-серая с черными кончиками остей. Весенняя линька происходит в апреле - мае, осенняя - в конце лета. Вес взрослого волка-самца, добытого близ села Краснощелье, 43 кг, длина тела 122 см и хвоста - 45 сантиметров.
   Длина следа взрослого волка 110-130 мм, ширина 90-105 миллиметра,  длина шага 65-66 см, на рыси – 145-160 см, длина скачка около 300-355 сантиметров. Диаметр помета, состоящего из шерсти и костей, обычно 20-30 миллиметров. Эти Введения могут пригодиться для определения волка по следам.
   В прошлом ареал волка охватывал всю Европу, большую часть Азии и Северной Америки, теперь на значительной части Европы и Америки он полностью истреблен. В Мурманской области волк распространен повсеместно, но распределяется неравномерно. В районе Лапландского заповедника в двадцатых годах прошлого века был очень редок, в тридцатых изредка встречали одиночные следы и только в 1935 году видели выводок. С конца 1939 года, по крайней мере, до 1942 года, в связи с высокой в то время численностью диких оленей несколько волков жило в заповеднике постоянно. Отдельных волков или их следы встречали в сороковых и шестидесятых годах, а с 1971 по 1980 год они попадались регулярно, иногда стаей до пяти голов, как в заповеднике, так и западнее, на Верхнетуломском водохранилище и на озере Гирвас.
   Основные оленеводческие хозяйства области находятся к востоку от железнодорожной магистрали, а кроме домашних оленей там же существует обособленная популяция диких. Поэтому на востоке области, гораздо больше волков, чем на западе, и там с ними ведется постоянная борьба.
   В 1976 году, когда истребление волков велось особенно энергично, за зиму было убито 47 волков и не менее 12 оставалось на свободе в одном только Ловозерском районе. На западе области в ту зиму 5 волков видели на озере Гирвас и столько же учли в Лапландском заповеднике по следам. Несколько волков, вероятно, держалось в бассейнах Лотты и Ковды. Таким образом, максимальное количество волков в области оценивалось в 75-100 голов.
   Волк не имеет постоянного местообитания, за исключением периода, связанного с рождением и выкармливанием детенышей. Он все время следует за стадами оленей - летом по тундре, а зимой по лесотундре и лесу.
   Наши леса с глубоким и рыхлым снежным покровом волку не по нраву, он предпочитает открытую местность, тундру, а еще лучше лесотундру, где можно укрыться в зарослях кустарников или на участках редколесья. В лесистой части большие переходы волк делает по льду озер и по горным тундрам, по уплотненному ветром снегу.
   Волк существует он за счет копытных животных, от овец и оленей до таких крупных, как лось и лошадь. Летом или при недостатке основного корма ловит различных грызунов, включая и полевок, а также хищных зверей, иногда птиц, например, гусей. В степях Казахстана волки едят даже саранчу.
   В Лапландском заповеднике добычей волка становятся олени, лоси, собаки, зайцы и белки. В восточной части области олени составляют их главную добычу, но от промысловых охотников были получены сведения о загрызенных волками трех лосях и медведе. На лосей волки нападают, если нет более легкой добычи. Волки убивают только молодых или больных лосей, которые пытаются спастись бегством. Даже стая волков не может справиться с лосем, если он здоров и обороняется. В Лапландском заповеднике в ноябре 1974 года был обнаружен свежий труп 3-х летней волчицы, у которой грудь была разбита, по-видимому, ударом лосиного копыта.
   Олень может только убежать от волка, но не бороться с ним. Среди оленей, погибших зимой от волков, взрослые самцы составляли 70 процентов. Это объясняется тем, что во время гона самцы теряют значительную часть своих энергетических ресурсов и жир, а зимой уступают самкам не только по упитанности, но и по нервной энергии, по способности быстро реагировать на опасность. По причине относительной вялости темперамента, попавшие в стадо диких оленей домашние, становятся жертвами волков в первую очередь. Из взрослых оленей, задранных волками, многие имели клейма на ушах – до 30 процентов, хотя примесь их к диким в те годы не превышала 3 процентов.
   Нападение волка на большое, голов в 300, стадо диких оленей наблюдали в марте 1941 года. Волк гнал оленей с полкилометра, они метались из стороны в сторону, временами сбиваясь в кучу. Одного быка волк рванул за ногу, олень упал, вскочил, но через два метра волк повалил его снова, разорвал пах. С приближением людей он бросил нетронутую, еще теплую тушу. Бык оказался домашним и больным, с фурункулами на задних ногах.
   Весной 1975 года в ягельном бору, на площади 3 квадратных километра, были обнаружены остатки не менее 30 диких оленей из зимовавшего в том месте стада. Туши оленей, пока снег лежал, съели медведи и другие хищники, но совершить такое массовое убийство они не могли. По всей вероятности, это были жертвы волков. Известны случаи гибели десятков домашних оленей в одном месте при нападении волков. При такой бойне они режут оленей подряд, об отборе слабейших не может быть и речи.
   В отличие от других хищных зверей волк легко расстается с остатками добычи, а иногда бросает и нетронутую тушу. Так, в июне 1974 года был найден совсем цельный труп важенки, задранной волком. Съедены были только вымя и щека.
   В 40-е годы лесники заповедника зимой безуспешно пытались ловить волков капканами, которые ставили у остатков их добычи. В них попались две росомахи, несколько воронов, даже орел, но волки, имея возможность добыть свежее мясо, не подходили к мерзлым остаткам. Падаль они едят только, когда нет выбора. В июне 1974 года волк за несколько дней съел вытаявшую из снега тушу оленьего теленка, застреленного зимой браконьерами.
   Волки живут семьями, на большой территории, часто переходя с места на место и поддерживая связь между собой голосом - волчьим воем.
   Ко времени появления щенят волк устраивает логово в укрытых местах, как правило, недалеко от ручья. Охотясь в окрестностях логова, волк, помимо оленей, забивает птиц, зайцев и другую дичь. Кстати сказать, бегает он гораздо быстрее зайца. При недостатке мясной пищи поедает сочные стебли трав и ягоды.
   Волчица достигает половой зрелости в 2-летнем возрасте и приносит по 3-8 волчат ежегодно. Они рождаются слепыми, прозревают лишь на 11-13 день. В первый месяц жизни мать кормит их молоком, на втором - в рацион волчат вводится мясо, сначала в виде отрыжек полупереваренной пищи, затем родители приносят, к логову задавленную добычу - зверей и птиц. В конце лета волчата начинают выходить на охоту вместе с родителями.
   Осенью волки покидают логово. С этого времени они перемещаются вслед за оленьими стадами, уходящими на зимние пастбища. Около одного стада волки держатся до тех пор, пока не удастся подстеречь добычу. Насытившись, стая направляется на поиски следующей жертвы. Волк в течение суток пробегает не одну сотню километров. Он осторожный и умный зверь, старается избегать встреч с человеком. Волки и лисицы могут быть разносчиками опасной болезни - бешенства.
   Не имея врагов, кроме человека, волки быстро размножаются, как только их перестают преследовать. Для борьбы с волками последнее время применяют вертолеты, с борта их стреляют картечью. В нашей области две трети волков добывают таким способом. Кроме используют снегоходы, иногда с подхода, при случайной встрече или ловят капканами. Дважды проводились кампании по истреблению волков. В 1961 году Госохотинспекция Мурманской области даже объявила, что с волками покончено совсем, но кое-где они попадались и в шестидесятых годах, а в семидесятых вновь появились в массовом количестве.
   Саамы на Имандре называют волка «пальдесь», на западе Мурманской области - «найвот».
   В последнее время в западных странах ведется кампания по защите волка от истребления. При этом указывают, что волк полезен для диких копытных животных тем, что он осуществляет естественный отбор и регулирует численность их популяций. В принципе эти аргументы верны, но не мешает помнить, что регулирование популяций дает полезную продукцию (мясо и шкура)
и лучше взять ее себе, а не отдавать волкам. Для обеспечения естественного отбора росомаха и медведь лучше подходят, чем волк, который убивает слишком много жертв, притом далеко не всегда больных и слабых. Поэтому в нашей стране еще рано поднимать вопрос об охране волка.
Яндекс.Метрика