В годовом улове рыбы, идущие на повторный нерест, обычно составляют от 0 до 5-6 процентов. При практических расчетах семгу целесообразно рассматривать как рыбу, которая нерестует один раз в жизни. Основная масса семги после нереста погибает. Весной трупы отнерестовавшей семги не представляют редкости, но в то же время рыбу, погибшую после нереста, очень редко удается найти осенью. Видимо, она гибнет зимой. Причины гибели могут быть весьма различными - естественная смерть, связанная с чрезмерным истощением, вылов, различные травмы с последующим развитием сапролегнии. Известно, что много отнерестовавших рыб гибнет осенью во время образования донного льда, весной следующего года при передвижках льда, а в сплавных реках - при молевом сплаве. В общем, выживание до повторной миграции нельзя рассматривать как массовое явление, а выживание до третьей и четвертой нерестовой миграции теперь уже практически не играет роли в восстановлении запасов семги.
Доля, которую в ходе рыб составляют повторные мигранты, лишь в слабой степени отражает их посленерестовую выживаемость. Это в основном зависит от численности стада, сложившегося в год, когда рыбы мигрируют на повторный нерест.
От нереста до нереста как у осенней, так и у летней семги обычно проходит не менее двух лет. Повторно идущие на нерест летние и осенние рыбы встречаются в уловах весной, а осенние - в сентябре. Скатившаяся в море летняя семга проводит в нем до вступления в повторную нерестовую миграцию не менее одного года. Но осенняя семга нередко возвращается в реку в сентябре того года, в котором она весной скатилась в море. За 2,5-3,5 месяца она полностью восстанавливает свою былую упитанность. После нереста большая часть семги скатывается из притоков в основную реку, где к зиме переходит на более глубокие места. Лишь небольшая часть семги скатывается в море сразу же после нереста, в основном же весной и в начале лета. К этому времени рыбы утрачивают «брачный» наряд, и отличить их от мигрантов можно только по экстерьеру.
Интересная черта - скат в море отнерестовавшей семги проходит в реках Мурмана примерно в те же сроки, что и скат посеребрившейся молоди.
Самые ответственные периоды жизни - размножение, нагул молоди, семга проводит в реках. В процессе исторического развития семга прекрасно приспособилась к суровым условиям Севера. Каждое поколение семги состоит из летних и осенних рыб разного возраста, что помогает представителям каждого поколения входить в состав мигрирующих на нерест стад. Семга способна форсировать водопады и находить нужное направление в больших и слабопроточных озерах, отыскивать пригодные для нереста участки в самых разнотипных реках. Икра ее может развиваться при температуре воды, близкой к 0°С. Молодь обладает защитной окраской и ведет скрытый образ жизни на быстрых и каменистых участках реки, и это предохраняет ее от уничтожения другими животными. Часть
самцов созревает в реке, а так как районы обитания молоди семги в значительной мере совпадают с нерестовыми, то самка семги имеет возможность отложить икру и в случае нехватки самцов-мигрантов. Все это, несомненно, способствует тому, что численность семги, без вмешательства человека, никогда не падает до пределов, когда становится невозможным ее восстановление.
Привязанность основной массы семги к родной реке является исходным моментом для постановки вопросов о применении искусственного разведения, концентрированного лова или дорогостоящей мелиорации. Но было бы ошибкой считать, что вся семга заходит только в реки, из которых она скатилась в море. В некоторых реках можно наблюдать несоответствие между размерами нерестовой площади и численностью нерестовых стад. Заход значительного количества семги в реку с малой нерестовой площадью наблюдается или в тех случаях, когда река многоводна, например Титовка, или когда она впадает в море вблизи крупных рек. В качестве примера можно привести реки района Поноя - Сосновку, Снежницу, Качковку - сроки захода сюда и средний многолетний вес семги совпадают с понойскими.
Что касается привязанности самок к определенным нерестовым участкам, то наблюдения показали, что заполнение семгой верхних нерестилищ связано не только с мощностью хода, а и с повышением водности реки в период нерестовой миграции и нереста. Водность реки благоприятствует и проходу на верхние нерестилища крупных самок, отличающихся наиболее высокой плодовитостью. В то же время трудно конкретно ответить на вопрос - благоприятствует ли воспроизводству нерест вдали от устья? С одной стороны, молодь получает возможность более равномерно распределяться по бассейну, а с другой - ее скат сопряжен с большими опасностями, чем скат с нижних участков реки. В этом случае все будет зависеть от характера реки. Гибель молоди в коротких порожистых реках должна быть в период ската значительно меньшей, чем в реках протяженных и отличающихся озерностью.