Чукотская корюшка
Чукотская корюшка. Сколько легенд ходит об этой небольшой рыбке, пронзительно пахнущей среди льдов и снегов, в мороз и пургу свежим огурцом.
Удильники для ловли корюшки вместе с мотовильцем вырезают из фанеры или делают рукоять из пенопласта, а к ней крепят небольшой и довольно толстый хлыстик из бамбука, дерева или стеклопластика, на конце его закрепляют кивок, чаще из тонкой стальной пружинки.
Кивок - важнейший элемент снасти, от правильного подбора которого во многом зависит успех ловли. У рыболовов можно увидеть самые разнообразные пружинки и самые разные способы их крепления, сверхчувствительные плоские упругие пластинки с припаянным колечком для пропуска лески и много других кивков.
Корюшка во время хода охотно берет практически любые блесны. Рыболовы изготавливают их из латунных пряжек от брючных ремней, мельхиоровых ложек и листовой латуни.
Применяются блесны размером от 20 до 60 миллиметров, иногда утяжеленные оловом или свинцом, отшлифованные бархатным надфилем и мелкой шкуркой и отполированные пастой ГОИ. Крючок без бородки впаян в тело блесны чаще под острым углом. Такой крючок незаменим при ловле на сильном морозе с ветром, когда вытащив корюшку из лунки, роняют ее хвостом на лед, и блесна сама выскакивает из пасти рыбы.
На мотовильце удильника наматывают 25-30 метров тонкой лески диаметром 0,13-0,15 миллиметра, рабочий конец которой продевают через резиновые колечки, прижимающие ее к хлыстику, и через пружинку кивка, а затем привязывают блесну.
Когда идет корюшка - на льду множество рыболовов, и все они делают непонятные для непосвященных движения, попеременно опуская и поднимая широко расставленные руки. Это смахивает на работу ветряных мельниц и по-местному так и называется - «махать».
Как только корюшка берет блесну снизу, приподнимая вверх кивок, который до этого под весом блесны был опущен вниз, кивок резко распрямляется, сигнализируя о поклевке.
Правой рукой, которой держат удильник, делают плавную подсечку и, продолжая движение, одновременно подхватывают другой рукой леску, оттягивая ее влево. Затем хлыстиком удочки цепляют леску и отводят ее вправо и так далее. Таким образом, леска наматывается восьмеркой на удильник и левую руку, раздвинутые примерно на метр. Сбив корюшку с крючка броском на лед, блесну, не теряя времени, тотчас же опускают в лунку, а леску сбрасывают обратным движением рук, «машут» в обратном направлении. Любопытно, что на вопрос, какая глубина, рыболовы отвечают - столько-то махов.
Чтобы корюшка не сошла с крючка без бородки прежде времени, леску сразу же после подсечки и во время вываживания ни в коем случае нельзя ослаблять, надо постоянно держать ее натянутой. Практика показывает, что это вполне достижимо при хорошо отработанных «махах».
Обычно начинают ловить со дна. Блесну то коротко поддергивают над самым дном, то плавно поднимают их немного повыше и, выдержав несколько секунд, «роняют» вниз или, наоборот, резко, толчком подбрасывают еще выше. Иногда при неуверенном клеве блесны приходится часто менять, подбирая уловистую.
На Сахалине для ловли корюшки используют снасть почти такую же, как на Чукотке, только на хлыстике удильника не ставят кивок. Местная корюшка не поднимает блесну при поклевке, а делает потяжку вниз, как и большинство рыб. Леску используют толще, а крючок блесны не напаивают, а вырезают из латунной заготовки вместе с блесной.
Зубатка на Чукотке клюет не совсем так, как обычная корюшка. Сначала она слегка приподнимает кивок, а затем коротко и резко дергает вниз. Она поменьше сахалинской, но такая же упитанная и активная. Попадаются экземпляры по 20-30 см длиной. Хватает насадку она буквально под самым льдом. Иногда тянет в сторону от лунки, да с такой силой, что приходится осторожно потравливать леску, а это часто заканчивается сходом с крючка - бородки-то на нем нет.