Стрекоза - отменная наживка для голавля. К сожалению, ловить на стрекозу удается редко и случайно. Несмотря на кажущуюся беспечность, она не дается в руки. Ей удается ускользнуть от сачка, потому что она очень осторожна и при полете делает беспорядочные прыжки. Даже там, где происходит вылет стрекозы - прибрежный камыш и сырые болота с камышом, ее трудно поймать. Если удастся поймать два-три десятка стрекоз, попробуйте половить на стрекозу наплавом.
Кузнечики - наиболее ходовая насадка. На один выход за голавлями надо много кузнечиков, потому что они слабо держатся на крючке и становятся легкой добычей голавлиной мелочи.
Бабочка - наживка, которой отнюдь не следует пренебрегать. В ветреную погоду капустница, например, хорошо видна издали, и голавль охотно бросается на нее.
К сожалению, бабочки непрочно держатся на крючке, да и ловить их трудно.
Овод - заманчивая наживка. Он очень живуч на крючке и особенно хорош тем, что своими крылышками разводит на воде очень заметную мерцающую рябь. Если поблизости есть голавль, он обязательно соблазнится оводом. Одна беда - овода очень трудно достать. Правда, если жаркий день, в стаде коров их можно наловить предостаточно.
Летом голавля можно ловить главным образом на хлебного, или розового, жучка и на майского жука-нехруща. Вылет их продолжается два месяца, и хватает превосходной наживки на июнь – июль.
Хорошо известно, что лучше всего голавль ловится в ясную, тихую и теплую погоду. Благоприятствует рыбалке слабый встречный ветер. Он несколько тормозит движение поплавка и наживки, и голавлю легче схватить добычу на течении. Не плохо, когда слабый ветер, попутный или встречный, дует под углом с берега. Ловить тогда лучше с подветренного берега. Ветер облегчает заброс наживки, и в ход можно пускать более легкий поплавок. К этому берегу лучше подходят и голавли в поисках пищи, сдуваемой ветром. На противоположном берегу забрасывать трудней, а главное - ветер гонит к берегу поплавок, насадку, мусор, камышины и водоросли.
Лучше всего, когда легкий ветерок тянет прямо с берега и дует в спину рыболова. И забрасывать тогда легко, и течение не так несет леску, поплавок и наживку, и голавль хорошо видит насадку.
Лучшее место охоты - район переката. Некоторые рыболовы делают ошибку, становясь на самом перекате и разгоняя рыбу. Ведь голавль находится чаще всего рядом с перекатом - чуть выше или ниже его за укрытиями из камней и валунов. Обычно становятся в 20-30 м от переката, а потом отходят от него на 10-15 м вниз по течению.
Можно половить и вдоль берега. Когда ловишь наплавом, самое трудное - подвести насадку к предполагаемому месту нахождения голавля. Необходимо, чтобы жук плыл впереди поплавка, плыл естественно, будто он только что упал в воду и плыл, куда хочет рыболов, а не по воле течения. Причем
скорость движения поплавка и наживки не должна быть меньше скорости потока. При их отставании вода будет завихряться около жука, а его движение станет неестественным. И голавль насторожится, а то и совсем отвернется от наживки.
Чтобы жук плыл свободно, рыболов должен все время сбрасывать леску с катушки. При использовании инерционной катушки, по крайней мере, 30-80 см ее должны все время висеть под ней, тогда жук не будет задерживаться, и запас лески под катушкой окажет рыболову хорошую службу при поклевке.
К дальним забросам при ловле вдоль берега не прибегают, потому что жук, кузнечик, стрекоза, упавшие в воду далеко от подветренного берега, побуждают у голавля, идущего к этому берегу, недоверие, настораживают рыбу и почти всегда остаются нетронутыми.
Поклевка голавля на быстрине не похожа на поклевку никакой другой рыбы. Мало сказать, что голавль берет - он бесстрашно налетает на плывущую наживку.
Берет голавль жадно с налета, без предварительных подергиваний, пощипываний и постукиваний, но его поклевки бывают более или менее заметными для рыболова. Часто перед перекатом, на водяной завесе за гребнем переката и на границе между затишьем и стремительным потоком ниже переката, голавль, подлетая к наживке, звонко бьет хвостом по воде, хватает жука и бросается вниз. Иногда поклевка бывает незаметной, и почувствовать можно уже сильный рывок и часто голавль засекается сам.
Подсечку делают широким, но не резким движением удилища. Если крючок хоть чуть-чуть впился в губу голавля, то теперь он вонзится еще глубже. Если же голавль заглотал жука, то крючок пробьет заглоточные зубы, и рыба не уйдет.
При малозаметных бесшумных поклевках около берега, на быстрине, в раструбе за валуном, на перекрестке потоков, на границе затишья и быстрины, голавль, схвативший наживку, уходит вниз и в сторону. Дают ему возможность заглотать наживку, а потом сильно, с потяжкой подсекают. При этом стараются избегать крайностей и не запаздывать с подсечкой - голавль может до нее наколоться на жало и выбросить крючок, не подсекать рывком, излишне резко, чтобы не оборвать поводок.
Рыба, попавшая на крючок, старается спастись, и голавль очень силен на удочке, особенно в первые минуты схватки. У самого берега голавль выкладывается до конца, чтобы избавиться от крючка и получить свободу. Он с огромной силой бросается из стороны в сторону, а то и взлетает вверх.