Продукты с ГМО
Ознакомившись с составом продукта и обнаружив там «соевый белок модифицированный», многие предпочтут отказаться от покупки. По данным опроса, проведенного консалтинговым центром «Контент», 45% считают, что продукты с генетически модифицированными организмами однозначно опасны для здоровья и еще 22,5% относятся к ним с некоторым опасением. Лишь 8% высказались о безопасности таких продуктов, 11,5% равнодушны к данному вопросу, а 5,5% вообще первый раз слышат о каких-то там ГМО. «ЛГ» решил выяснить, насколько страшны продукты, содержащие генетически модифицированные организмы.
Помидор с камбалой
Генетически модифицированные организмы (ГМО) — это любые организмы (от вирусов до животных), чей природный генетический состав был изменен посредством генной инженерии. Иногда еще используют термин «трансгенный», трансгены — фрагменты чужеродных ДНК, внесенных в состав организма.
Первые опыты по внесению чужих генов в ДНК растений и животных стали проводить в 1970-х годах. Сначала интерес был чисто научным, но затем стало ясно, что новые организмы можно наделять нужными для человека свойствами.
Так вскоре был создан картофель, которому ввели ген, взятый из ДНК клетки почвенной тюрингской бациллы. Когда колорадский жук съедал лист такого картофеля, в его желудке начинал вырабатываться ядовитый белок. В результате вредитель погибал. Самое важное, что яд вырабатывался только в организме жуков — для человека и животных такой картофель оказался совершенно безвреден.
А когда решили создать томат, устойчивый к морозам, результат получился неожиданный. Для изменения был взят ген камбалы, который отвечает за терморегуляцию. Но после его пересадки выяснилось, что новый томат так же боится заморозков. Зато его плоды могут длительное время храниться при комнатной температуре и не портиться.
Просто, дешево, сытно
В мире допущено к промышленному производству более 100 линий генетически модифицированных растений. Общая площадь, засеянная ГМО-растениями, с 1996 по 2005 годы возросла более чем в 50 раз. По данным Роспотребнадзора, на сегодняшний день в мире полей с трансгенными культурами — более 90 млн га. Чаще всего выращивают сою, рапс и кукурузу. Лидеры в этой сфере — США, Аргентина, Бразилия, и Китай.
На российском рынке продукты с ГМО появились в конце 1990-х годов. Сейчас в нашей стране прошли полный цикл испытаний и разрешены для использования в пищевой промышленности 14 видов ГМО растительного происхождения: 3 сорта сои, 6 сортов кукурузы, 3 сорта картофеля, 1 сорт сахарной свеклы, 1 сорт риса и 5 видов генетически модифицированных микроорганизмов.
ГМО гораздо проще и соответственно дешевле выращивать — вот
главная причина их распространения. Трансгенные организмы устойчивы к внешним условиям, не боятся болезней и вредителей, не требуют сложного ухода.
Роман Алексеев, младший научный сотрудник РАН:
При использовании ГМО пищевые продукты получаются дешевле — хотя бы потому, что снижаются расходы на инсектициды и другие вещества, направленные на борьбу с вредителями. Сорта/породы с ГМО более продуктивны. Нельзя обойти вниманием одно из важнейших направлений современной биотехнологии — использование растений как «биофабрик» для получения недорогих белков медицинского и сельскохозяйственного назначения. Я думаю, у ГМ продуктов большое будущее, так как население Земли растет, и проблема с обеспечением всех жителей необходимыми продуктами питания и лекарствами со временем станет только острее.
Ирина Зайцева, зам. начальника отдела санитарного надзора:
В связи с ростом населения, необходимо удвоение или даже утроение мирового производства сельхозпродукции, что невозможно без применения трансгенных растений, животных, создание которых ускоряет процесс селекции, увеличивает урожайность, удешевляет продукты питания.
Жаркие дискуссии об опасности/безопасности ГМО ведутся на всех уровнях. Среди обывателей кого-то уже само название «генетически модифицированные организмы» заставляет вспомнить фантастические триллеры о помидорах-убийцах. Другие говорят, что и привезенная из Америки картошка поначалу считалась «бесовскою пищей». Мнения специалистов также неоднозначны.
ГМО безопасны!
Валентин Мельников, химик (Москва):
В природе просто не существует механизма, через который этот вред мог бы проявляться. Все ДНК и РНК, попадающие с пищей, в желудке расщепляются на элементарные звенья (аденин, гуанин, тимин или урацил, цитозин — «буквы» генетического алфавита). Генетическая информация из пищи передаваться не может (иначе бы жизнь была невозможна). Есть картошку с встроенными генами от помидоров ничуть не вреднее, чем просто картошку с помидорами.
Роман Алексеев:
Генетически модифицированные продукты в целом ничем не отличаются для человеческого организма, так как ферментам «все равно», какое именно происхождение имеет расщепляемый фрагмент ДНК. За исключением того фантастического случая, когда привнесенный ген будет кодировать вещество, токсичное для человека, однако это невозможно, так как одной из стадий получения ГМО является тщательная проверка на биобезопасность. Пока науке не известно ни одного случая нанесения вреда человеку от ГМО.
ГМО опасны!
Главный аргумент противников ГМО — малоизученность влияния трансгенных организмов на человека. Мир имеет с ними дело чуть больше десяти лет, так что говорить о безопасности ГМО еще рано. Кроме того, некоторые считают,
что продукты с трансгенными добавками провоцируют аллергические реакции. Результаты исследований Института вакцин и сывороток имени И.И. Мечникова показали, что 70% московских школьников страдают от пищевой аллергии на сою, а соя сейчас в подавляющем большинстве продуктов — генетически модифицированная.
Ирина Зайцева:
Генетически модифицированные продукты могут содержать токсины и аллергены, соответственно вызывать аллергию у людей, склонных к пищевой аллергии.
Ирина Ермакова, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН:
К сожалению, практически не проводятся исследования по изучению влияния ГМО на животных. А эти исследования должны стоять на первом месте. Никто толком не знает, какие продукты на самом деле мы все едим. Всплеск онкологических заболеваний кишечника, крови и печени, несомненно, связан с ГМ-продуктами.
На мой взгляд, самый страшный метод встраивания гена — с использованием кольцевых ДНК почвенных бактерий. Моя основная версия, которую я хотела бы проверить, — в клетках ГМ-растений они сохраняются в явном или в неявном виде. Кольцевые ДНК, попадая в наш организм, не разрушаются за счет своей очень устойчивой кольцевой формы, а проникают в бактерии кишечника, в кровь (белые кровяные тельца) и распространяются по всему организму, они могут попасть в любой орган и встроить ненужные гены в клетки этого органа. Почему выбрали именно почвенную бактерию? Потому что это одна из немногих бактерий, которая может встраивать свой ген в клетки высших растений с помощью кольцевых ДНК. При этом на деревьях образуются галлы, наросты. Эти ДНК могут встроить ген в геном как бактерии, растения, так и животного, человека.
Или они все-таки безопасны?
Роман Алексеев:
Способ, про который говорит Ирина Ермакова, называется «агробактериальная инфильтрация», для него используются бактерии, являющиеся неотъемлемой частью растительных экосистем. При этом вероятность того, что произойдет встраивание в геном растения, очень мала, меньше 1%. И даже в этом случае ничего катастрофического нет — в желудочно-кишечном тракте находится огромный набор ферментов, которые расщепляют все нуклеиновые кислоты, попадающие нам с пищей. С «точки зрения» фермента, абсолютно все равно, что в геноме данного листа капусты присутствует небольшая добавка неродного ей происхождения. Встраивания в организм человека вообще произойти не может — для этого в кишечнике просто нет условий. Да и вообще — мы сейчас изначально предположили, что в растение каким-то там образом встроится вся кольцевая ДНК, а это невозможно. Максимум, что встроится — небольшой фрагмент, кодирующий нужный нам белок, и сам по себе он работать не будет! Так что гипотеза о встраивании пока не подтверждена научно обоснованными фактами. Что касается
аллергии, то ее может вызывать практически все, что нас окружает. Да, с некоторой долей вероятности белок может вызвать аллергию, но есть же такая штука как тесты на биобезопасность. Белки, которые будут синтезироваться, проверяются на аллергенность в том числе.
Валентин Мельников:
В распространении заблуждений относительно опасности продуктов с ГМО заинтересованы производители традиционной сельскохозяйственной продукции — чтобы не допустить падения цен на нее, а также производители удобрений и пестицидов, без которых традиционные культурные растения существовать не могут, а генетически модифицированные вполне обходятся. Когда речь о многих миллиардах — в ход идёт самая чудовищная ложь.
Ситуация под контролем
Тем не менее, к ГМО сейчас самое пристальное внимание. В Европе и в России разработана специальная маркировка для продуктов, которая показывает, что в них не содержатся трансгенные добавки (и у них, и у нас «чистым» считается продукт, который содержит не более 0,9% ГМО). В Евросоюзе даже создают экологические зоны, свободные от трансгенных организмов, и вводят мораторий на использование их в продуктах детского питания.
Все трансгенные организмы перед выходом на рынок проходят тщательную проверку на безопасность для человека и экологии в целом. Процесс разработки нового сорта, испытание его и исследование на биобезопасность занимает много времени (7-10 лет) и стоит больших денег ($50–200 млн).
У нас в стране за порядком следит Роспотребнадзор. В Воронеже тоже регулярно проводится анализ продуктов на наличие ГМО. Это достаточно сложная и дорогая процедура — оборудование для качественного и количественного анализа стоит более 14 тыс. евро.
Ирина Зайцева:
В Воронежской области в 2006 году на наличие ГМО было исследовано 995 проб продовольственного сырья и пищевых продуктов (в 2005 г. — 907 проб). Генетически модифицированные компоненты обнаружены в 24 пробах (2,4%), в 2005 г. — в 133 пробах (14,7%). Все пробы, содержащие ГМО, выявлены в мясной продукции. Из 24 обнаруженных пищевых продуктов, содержащих ГМО, 23 не имели декларации о ее наличии (2005 г. — из 133 не имели лицензии 123). За 8 месяцев 2007 года Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области проверил качественным методом 502 образца продовольственного сырья и пищевых продуктов. Пять из них (что составило 0,9%) содержали компоненты ГМО: сосиски «Куриные» и сосиски «Барбекю» производства ОАО «Лианозовский колбасный завод», концентрат соевого белка «Аркон» производства Нидерланды, котлеты куриные с ветчиной и сыром производства ООО «Дубрава», г. Воронеж.
Личный выбор
Мы попросили наших экспертов рассказать, едят ли они сами продукты с ГМО.
Валентин Мельников: Для меня безразлично, есть ГМО в продукте или нет.
Роман Алексеев: Я употребляю все продукты, которые можно найти в продаже, и не считаю ГМО потенциально опасными.
Ирина Ермакова: Я ем ГМО-продукты. Избежать ГМО очень трудно, потому что они присутствуют во многих продуктах. Но стараюсь придерживаться принципа «Чем меньше ешь, тем здоровее будешь», а также повышаю свой иммунитет разными процедурами.
Ирина Зайцева: Не употребляю, так как к биологическим рискам ГМО прежде всего относится непредсказуемость встраивания чужеродного фрагмента ДНК в геном организма-донора.
Реплика от редакции:
А вот фантаст Майкл Крайтон (автор «Парка Юрского периода») недавно выпустил роман «NEXT», в котором среди прочего описывает генетически модифицированных рыб, несущих на своих телах светящуюся рекламу. Так что трансгенным организмам вполне можно найти и другое применение, не вызывающее аллергию. Хотя люди наверняка и тут найдут, о чем поспорить.